Что такое глубина резкости в фотографии: секрет идеального фона

Что такое глубина резкости в фотографии: секрет идеального фона
Все фото © Digital Trends

Глубина резкости является ключевой особенностью качества изображения. Эффект боке (объект на размытом фоне) очень востребован — размытие фона чуть ли не стало синонимом профессиональной фотографии. Сейчас его с успехом имитируют даже смартфоны, используя несколько объективов и вычислительную фотографию.

Что такое глубина резкости, и как ее можно контролировать?

Большая и малая глубина резкости

Если объекты, находящиеся как вблизи, так и вдали от камеры, являются резкими, то у вас большая глубина резкости. Если передний план или фон размыты, у вас малая глубина резкости. Популярная аналогия здесь — бассейн: чем глубже, будет больше воды. Точно так же большая глубина резкости означает, что большая часть изображения находится в фокусе.

Примером большой глубины резкости может быть пейзаж, где все изображение по сути является объектом. Есть как передний план, так и фоновые элементы, которые необходимо держать в фокусе, как на следующей фотографии:

Небольшая глубина резкости, напротив, нужна для того, чтобы выделить какой-то определенный объект на фото и изолировать его от того, что находится впереди или позади него. Обычно она используется в портретной съемке и может быть особенно полезна, если фон отвлекающий, как на снимке ниже:

Словарное определение глубины резкости называет ее расстоянием между ближайшей и самой дальней точкой подходящего фокуса. Кажется, достаточно просто, но вы можете задаться вопросом: что является подходящим фокусом? В основном, это то, что находится в фокусе наших глаз.

Технически объектив камеры может фокусироваться только на одной плоскости в пространстве. Все спереди и сзади этой плоскости на изображении будет расфокусировано. Однако наши глаза могут видеть много деталей, в том числе размытых. Если точка размытия слишком мала, чтобы наши глаза могли ее обнаружить, то эта область окажется в фокусе.

Как контролировать

Глубина резкости определяется соотношением апертуры и фокусного расстояния объектива, расстоянием до объекта на фото и размером датчика.

Наиболее распространенный способ изменить глубину резкости — отрегулировать апертуру объектива, которая определяет, сколько света пропускает объектив и попадает на сенсор камеры. Чем уже апертура, тем больше глубина резкости.

Широкая открытая диафрагма создает приятные размытые фоны с малой глубиной резкости. Глубина резкости иногда бывает настолько мала, что глаз вашего объекта может быть в фокусе, а кончики ресниц — размытыми. Широкие диафрагмы (например, f/1.4 или f/2) привлекают больше внимания к объекту, размывая фон, но крупные объекты могут не быть в фокусе полностью.

С другой стороны, узкая диафрагма (например, f/11 или f/16) удерживает большую часть картинки в фокусе. Небольшая апертура часто рекомендуется для пейзажной фотографии, потому что вам может потребоваться сохранить резкость от очень близких элементов переднего плана до удаленных, таких как линия горизонта или закат.

Возможно, вы заметили, что у смартфонов часто бывают линзы с казалось бы широкой апертурой, например f/1.8 на iPhone 11 Pro — и все же глубина резкости все еще очень велика. Почему?

Это происходит потому, что размер датчика также играет роль в глубине резкости. Чем больше датчик, тем легче получить эти приятные размытые фоны. Но большой датчик требует гораздо большего объектива, который просто не поместится в телефоне. Так в чем же секрет?

Cмартфоны могут имитировать размытый фон с помощью программного обеспечения. Результаты могут быть впечатляюще реалистичными в некоторых сценариях и даже позволяют изменять глубину резкости после съемки. Однако во многих случаях режимы компьютерного портрета по-прежнему уступают зеркальным и беззеркальным камерам и могут работать не со всеми объектами (например с теми, что расположены слишком близко или слишком далеко).

Помните, что глубина резкости — это диапазон расстояния. Если вы снимаете в самой широкой диафрагме с помощью большого объектива, а фон по-прежнему недостаточно размыт, просто отодвиньте объект дальше от фона, и этот фон будет выглядеть мягче без изменения настроек камеры.

Аналогичным образом, чем ближе камера к объекту, тем «мягче» выглядит фон. Макросъемки часто снимаются при меньших значениях диафрагмы, даже когда требуется размытый фон, потому что камера находится так близко к объекту, что глубина резкости мала, независимо от апертуры.

Некоторые макрофотографы даже используют наложение фокусировки, что предполагает съемку нескольких экспозиций с разной фокусировкой и объединение их в программе редактирования для получения более резкого снимка.

Телеобъективы также создают меньшую глубину поля по сравнению с широкоугольными камерами. Это одна из причин, почему телеобъективы часто предпочитают для портретной съемки, тогда как широкоугольные используются в пейзажах. Конечно, как и все в фотографии, это не жесткое правило.

Вывод

Хотя математика, объясняющая глубину резкости, сложна, методы ее контроля — нет. Чтобы создать более мягкий фон, используйте широкую диафрагму (меньшее число f), камеру с большой линзой, подойдите ближе к объекту или переместите объект дальше от фона — либо максимизируйте эффект с помощью комбинации всех этих факторов.

Для получения более четких изображений с большим количеством деталей используйте более узкую диафрагму, отодвиньтесь от объекта или пододвиньте его ближе к фону.

Источник: Digital Trends