Почему аудиофилы слышат разницу там, где другие ее не ощущают

Почему аудиофилы слышат разницу там, где другие ее не ощущают
© Twitter

Большинство людей привыкло пользоваться относительно недорогим акустическим оборудованием. Львиная доля продаж в мире приходится на наушники и колонки стоимостью в несколько десятков долларов. Но есть также категория тех, кто с презрением смотрит на этот «ширпотреб». Эти люди готовы тратить сотни и тысячи долларов на наушники с «живым» звучанием, «правильные» колонки, усилители с «теплым ламповым звуком» и золоченые провода из бескислородной меди. Имя им – аудиофилы.

Кто-то воспринимает аудиофилов нейтрально (у каждого свои причуды и хобби). Кто-то – почтительно (о, у человека тонкие вкусы), а кто-то то и дело вспоминает анекдотичные случаи. Чего стоят истории о том, как человек не отличил живого музыканта от проигрываемой записи, а золоченый провод – от обычной вешалки. Но, вместе с тем, многим интересно: почему же, действительно, аудиофилы заявляют, что ощущают разницу в звучании там, где большинство ее не слышит? Давайте, разберемся.

На самом деле это детекторный (работающий без источника питания) радиоприемник © Demotivatori.info
На самом деле это детекторный (работающий без источника питания) радиоприемник © Demotivatori.info

Объективные причины

Начать стоит с объективных причин, виной которым индивидуальные особенности организма. Уши каждого человека имеют индивидуальную форму. Размеры и узор раковин, геометрия слухового прохода у всех отличаются. Из-за этого одни и те же звуки воспринимаются людьми немного по-разному. Кто-то более восприимчив к басовым частотам, кто-то – к верхам, а кто-то слышит минимальные отклонения в любом диапазоне.

Уши у разных людей немного отличаются анатомией © EarQ
Уши у разных людей немного отличаются анатомией © EarQ

Медики могут провести измерение остроты слуха с помощью аудиометрии. Но полученные данные лишь показывают способность распознавать ту или иную частоту акустических волн относительно нормы. К примеру, тест способен выяснить, что в одном диапазоне человек слышит нормально, в другом – даже лучше нормы, а в третьем – слегка тугоух (обычно это диапазон 10+ кГц, чувствительность к которому с возрастом падает).

В отличие от остроты слуха, более сложные особенности, вроде тонкостей восприятия на уровне мозга, ни прибором нормально не измерить, ни в цифрах описать. Более того, у ученых до сих пор нет единой общепринятой и всеобъемлющей теории слуха, которая позволила бы конкретно описать все, что происходит с нашим слухом на этапах от проникновения волны в слуховой проход до «дешифровки» сигнала мозгом.

Вот эта неуловимая разница в работе слуховой системы организма и заставляет одних слышать разницу там, где другие ее не слышат. Если говорить проще, то причины отличий в индивидуальном восприятии находятся где-то там же, где и причины, почему одни больше всего наслаждаются хип-хопом, другие – хард-роком, третьи – басистой электроникой, а четвертые – классическими симфониями Бетховена или Моцарта.

Отличия в чувствительности (не остроте) слуха тоже имеют место. Подобно тому, как зрение разных людей имеет разную остроту, или воспринимают разное количество оттенков (одному два очень близких оттенка красного, вроде 235-0-0 и 230-0-0, кажутся почти одинаковыми, другой хорошо видит разницу), так и уши одного человека могут уловить разницу в звучании одного и того же фрагмента песни в разных наушниках или колонках.

Оттенки 235-0-0 и 230-0-0. То, насколько большая разница между ними, зависит и от монитора, и от глаз. Со звуком аналогично
Оттенки 235-0-0 и 230-0-0. То, насколько большая разница между ними, зависит и от монитора, и от глаз. Со звуком аналогично

Субъективные причины

Помимо объективных причин, обусловленных индивидуальными особенностями слуха, есть и субъективные. Именно из-за них некоторые «обладатели тончайшего слуха» при слепом прослушивании не могли отличить живую скрипку от записи на колонках, а дорогую акустику – от бюджетной.

В первую очередь, речь идет о самовнушении. Человек, который слышит разницу между наушниками за $100 и $1000, может слышать ее только потому, что ему так хочется. Взяв дорогую аудиофильскую игрушку, ему хочется, чтобы она играла лучше бюджетной – и она играет. Тут вам и «воздушная середина», и «сочные тарелочки», и «глубокий эффект присутствия» проявляются.

© Headphone Zone
© Headphone Zone

Особо ярким примером эффекта самовнушения являются аудиофилы, которые слышат разницу между обычными и «аудиофильскими» проводами. Они любят говорить о бескислородной меди, не учитывая, что сейчас практически вся медь массового производства – бескислородная. Популярные марки М0, М1, и даже М3 содержат более 99% меди, и менее 0,05% кислорода. Поэтому хоть особый «акустический» кабель, хоть обычный ПВ3 из ближайшего строймага по 10 рублей за метр будут передавать звук одинаково.

Еще одна субъективная причина – элементарное желание выделиться. Хочет человек чем-то отличаться от толпы, показать, что он не такой – и встает на стезю аудиофилии. Мотивация такого поведения, в крайних случаях, примерно такая же, как мотивация «дошираковой диеты» ради покупки последнего Айфона, или приобретения еле живого Porsche Cayenne/Mercedes S-Klasse, при зарплате в 30 тысяч рублей. Дескать, вот вы все на «тазах» ездите/«китайцев» покупаете/слушаете музыку из 30-долларовых наушников, как плебеи, а я – как господин, с Мерседесом/iPhone XS/Sennheiser HD 820.


Индивидуальные особенности восприятия звука, а также влияние субъективных факторов усложняют процедуру выбора наушников или колонок. Поэтому, если вы всегда пользовались недорогим оборудованием, не спешите покупать технику Hi-Fi вслепую. Желательно ознакомиться с ней, оценить звучание, и только если все хорошо, разница чувствуется – приобретать ее. Ведь вполне возможно, что никаких волшебных изменений не произойдет, и лишние траты будут напрасными. Доверяйте, в первую очередь, своим ушам, а не чужим словам.